Планирование возможных тем исследовательских работ в естественно-научной области с краткой аннотацией каждой
Исследовательская технология формирует поисковую активность младших школьников. Проведение естественнонаучных исследований повышает уровень знаний по предмету и формирует научные представления младших школьников об окружающем мире. Разрешите представить опыт работы с исследовательскими работами учащихся начальной школы в естественно-научной области. Исследовательская работа: «Чудо на ладоне». В работе «Чудо на ладони» представлена интересная информация о жизни самых красивых насекомых – бабочках. Учащийся почувствовал красоту окружающего мира, пополнил словарный запас, поделился полезной информацией о жизненном цикле бабочки с одноклассниками. Были определены задачи работы: выяснить историю появления бабочки, изучить информацию о жизненном цикле бабочки, рассмотреть строение бабочки, собрать интересные факты о бабочках, провести классный час для одноклассников «Необыкновенные бабочки». В результате работы над темой создано панно «квиллинг» «Мир насекомых» и буклет для одноклассников «Чудо на ладони». Работая над темой, учащийся использовал методы исследования: Теоретические: подборка и изучение литературы о жизненном цикле бабочки, истории её появления, строении. Практические: на основе собранных материалов проверки фактов на практике (классный час для одноклассников), их систематизация (создание поделки) и сопоставление (создание информационно-познавательного буклета). Практическая значимость работы - результаты исследования можно применять на уроках окружающего мира, на занятиях по внеурочной деятельности. Исследовательская работа «Условия жизни деревенской ласточки». В работе предполагается, что, изучив условия жизни деревенской ласточки и выяснив особенности ее поведения, автор сможет выяснить причины, по которым ласточка касатка меняет места своего гнездования. Объект исследования: деревенская ласточка. Предмет исследования: жизнь деревенской ласточки в наших краях. Цель исследования: изучение особенностей поведения деревенской ласточки. Гипотеза: предположим, что ласточкам не хватает корма в наших местах и они меняют места своего гнездования. Задачи: 1.Собрать и изучить информацию о ласточках. 2.Выявить условия жизни деревенской ласточки. 3.Установить причины, по которым ласточки больше не прилетают в наши места. 4. Выпустить стенгазету о ласточке, чтобы познакомить ребят с этой интересной птицей. Методы исследования: интервью, анализ и систематизация информационного материала, фотосъемка. В ходе исследовательской работы: «Условия жизни деревенской ласточки», выяснено, что для деревенской ласточки очень важно вывести и сохранить потомство. Для строительства гнезда ей обязательно нужна грязь. А для кормления птенцов – много насекомых: мух, комаров, поденок. Охотиться на них она может только на открытых пространствах и около своего гнезда. Для этого подходят сельские населённые пункты: небольшие дома, хозяйственные постройки, где много домашнего скота и трава на улицах. Рядом должны быть открытые пространства: луга, поляны, берега водоемов. Но в настоящее время маленьких тихих деревушек почти не стало. Появились асфальтированные дороги, высотные дома, исчезли пастбища. Все это привело к тому, что ласточка не может охотиться на насекомых около гнезда. Выдвинутая гипотеза: ласточке в наших местах не хватает корма – подтвердилась. Автор доказал, что отсутствие деревенских ласточек в поселке связано с теми переменами, которые произошли в населенном пункте. В результате выполнения естественнонаучных исследований у младших школьников формируется воображение, внимание, память, речь, умения самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проводить аналогии, наблюдать и искать подтверждение или опровержение теории.
Автор: Михалёва Галина Константиновна,
учитель начальных классов МБОУ «МСОШ»
|